Рейтинговая система оценок на уроках физической культуры по разделу спортивные игры (волейбол)


Работу выполнил: «Заслуженный учитель Чувашской Республики», «Отличник народного просвещения» Волков Виталий Ильич, преподаватель РГОУ НПО ПУ-7 Минобразования ЧР.

Из моей многолетней практики (33 года) видно, что оценивая учеников только по контрольным нормативам, мы не добьемся высоких результатов по своему предмету. Кроме этого у нас есть спартакиада по 12 видам спорта в системе начального профессионального образования Чувашской Республики. Тем более у меня есть результаты в подготовке и участии на спартакиаде в этой системе по волейболу: 2006 год – 3 место; 2007год – 3 место; 2008 год – 5 место. 2008 год – 3 место (среди молодежи Чувашской Республики) 1990 года рождения и моложе. 2009 год – 3 место НПО Чувашии. Я, преодолевая все трудности, как в финансовом, так и в других нюансах (психологии учащихся в системе НПО). В основном склонных к правонарушениям, отдальнно проживающих от села Батырева. Методом внушения, знанием своего предмета, знанием психологии детей, методом убеждения, что физкультура и спорт — это верные друзья в жизни человека, человека труда, в целеустремленности достижения победы, преодолении трудностей и т.д., заинтересовываю учащихся своим предметом, прививаю любовь к спорту и изнурительным физическим упражнениям.

«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его среды в нашу, а самим переселяться в его духовный мир»

писал Н.И. Пирогов, и я с ним солидарен.

Физическая культура личности характеризуется как качественное свойство человека, проявляющееся в единстве его физического, психического и нравственного состояния, в знаниях и умениях организовать индивидуальные и коллективные формы занятий физическими упражнениями, активно вести здоровый образ жизни.

Применяя систему рейтинговых оценок, я меняю отношение детей к своему предмету. Многолетние наблюдения убедили меня, что мы неправильно оцениваем достижения детей. Посмотрите, как поступают учителя математики, химии и другие предметники. Школьник выучил урок – учитель исходя из этого, как он сделал, выставляет ему оценку. Может ли двоечник получить на конкретном уроке хорошую оценку? Теоретически может, если хорошо освоит материал. Мы же оцениваем своих воспитанников в большинстве случаев по уровню их физической подготовленности. Может ли ребенок физически слабый, мало координированный и т.д. получить пятерку на уроке физической культуры? Теоретически не может. Ему будет не под силу большинство, учебных нормативов. Я так думаю, и многие учителя, физической культуры поддержат меня в этом. И поэтому я внедрил в училище новую систему выставления оценок (пока в порядке эксперимента): по разделу «Спортивные игры» —

волейбол в группе юношей, по профессии «Тракторист – машинист с/х производства» на Ι – ΙΙΙ курсах.

Прав Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, готовым к труду и жизни, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

При формировании рейтинговой системы методически точно оцениваю каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливаю рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Применительно к традиционной системе эти баллы рейтинга переводятся в привычные пятибалльные оценки «отл.», «хор.», «неуд.». При подведении итогов, учитываю всю «историю» получения этой оценки. Эта процедура позволяет мне отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков моих учеников. Я пришел к выводу: моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, я оказываю мотивационное  влияние на необходимую сторону работы учащегося.

Работая по рейтинговой технологии обучения двигательным действиям, того или иного упражнения, пересмотрел учебный график и методику преподавания. Занятия по спортиграм провожу системно,

с регулярным контролем выполнения двигательных действий.

Рейтинг изменяет темп учебного процесса и избавляет нас от авральной формы работы накануне и в период всего учебного года. Но, в первую очередь, успех рейтинговой технологии обучения зависит от преподавателя, от его готовности организовать и управлять учебным процессом, вести дополнительную «учетную» работу, быть требовательным и соблюдать правила «игры».

Правильная установка условий выполнения двигательных действий (упражнений) нормативного рейтинга является важным фактором эффективности всей системы. Мой опыт показывает, что заниженная планка рейтинга приводит к неточной оценке выполнений двигательных действий (упражнений), что не стимулирует напряженную работу. Но и завышенная планка рейтинга также снижает мотивацию и стимулы к работе. Я предлагаю на основе моего многолетнего опыта работы, следующие рекомендации для установки значений нормативного рейтинга, соответствующий определенной оценке («отл», «хор», «уд», «неуд».

Правильная установка нормативного рейтинга позволило мне эффективно применять всю систему оценивания учащихся. По каждой теме уроков мною разработаны условия получения баллов (жетонов) для накопления банка. Я изучил много работ рейтинговых систем.

Но я считаю моя система проста. Эту систему я начал апробировать еще в 1985 году.

Если в группе (классе) обучается 25 учащихся, первая десятка по сумме баллов получает оценку «5», вторая десятка «4», третья пятерка «3». Учащийся не набравший 20 баллов, за все уроки спортивных игр (волейбол) за курс обучения получает оценку «2».

Самое главное, как идет оценивание, за что учащийся получает баллы. В основе моей системы лежит получение баллов (жетонов) на каждом уроке спортивных игр (волейбол) за правильное выполнение двигательных действий (упражнений) в форме зачета:

правильно выполненное действие – 3 балла(жетона);

одна шибка – 2 балла (жетона);

нечетко выполненное действие – 1 балл(жетон).

По каждой теме спортивных игр (волейбол) разработаны критерии получения баллов (жетонов).

Критерии представляют особый интерес у учащихся. При введении оценивания  по этому критерию учащиеся стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов я принимаю не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также учащиеся знакомятся заранее. За какие виды деятельности учащиеся получают дополнительные баллы?

  • Ø Активность учащихся оцениваю дополнительно 2 баллами;
  • Ø За пассивность при выполнении задания вычитываю 2 балла;
  • Ø За отработку пропущенного занятия начисляю 2 балла;
  • Ø Выполнение норматива или данного упражнения в целом в течение недели оцениваю 10 баллами;
  • Ø После двух недель 5 баллами;
  • Ø Участие во внутриучилищном соревновании по волейболу: 1 место – 10 баллов, 2 место – 8 баллов, 3 место – 5 баллов;
  • Ø Участие на районных соревнованиях по волейболу: 1 место – 15 баллов, 2 место – 10 баллов, 3 место – 8 баллов;
  • Ø Участие на республиканских соревнованиях: 1 место – 40 баллов, 2 место – 30 баллов, 3 место – 20 баллов.

Сколько баллов может набрать учащийся за один урок? Все зависит от того, сколько задач мы решаем на одном уроке, а также от сложности выполнения упражнения. Ученик может получить

дополнительный балл даже за правильность выполнения подводящего упражнения.

Сравнительный анализ позволяет сделать мне вывод, что применение рейтинга оживило уроки физкультуры и значительно улучшило все показатели:

analizeff

effectivnvistuplenia

В заключение хочу отметить, что многолетний опыт применения рейтинговой системы показывает, что указанная методика повышает активность учащихся, стимулирует ритмическую работу в течение

всего учебного года, способствует применению системного подхода, улучшению качества выполнения двигательных действий.

Полный текст документа приложения можно скачать по данной  ссылке.



30 комментариев к “Рейтинговая система оценок на уроках физической культуры по разделу спортивные игры (волейбол)”

  1. aloeland Сообщил:

    Я тоже такое пишу, только про автомобили

  2. Жан-Клод Ван Дамм Сообщил:

    Оффтоп. Как Вы расскрутили свой блог?

  3. Виват Сообщил:

    «Классный пост»

  4. Roman Сообщил:

    Мотивирующий пост :)

  5. Pahomov Сообщил:

    Согласен с предыдущим оратором.